Прошлое и современность
Казалось бы, времена, когда сохранение девственности для будущего мужа было обязательным, ушли безвозвратно — никого в наше время не удивишь добрачным сексом.
Однако находится немало матерей, которые и в наше время настаивают на сохранении девственности собственных дочерей до брака, причем делают это довольно жесткими методами. И девушки, в свою очередь, не видят иного выхода, как подчиниться требованиям матери. Что движет матерями? И почему девушки подчиняются?
Начнем с истории.
Владимир и Татьяна обратились по поводу сексуальных проблем в молодой семье. Девушка часто испытывала боль во время акта, не могла получить удовольствие в процессе, хотя во время орального секса или взаимной мастурбации нередко достигала оргазма. Но как только доходило до «обычного» секса — картина резко менялась. Оказалось, что вплоть до замужества (а поженились они, когда Татьяне было уже 27 лет) девушка сохраняла девственность. Однако, будучи не в состоянии совсем обходиться без мужской ласки, она порой занималась с мужчинами оральным сексом. Мать Татьяны, зная, что она так или иначе встречается с мужчинами, встречам не препятствовала. Но поставила четкое условие: секс — только после брака. И регулярно водила дочь к гинекологу проверяться.
Второй момент: половой акт в его традиционной форме (а возможно, сама мать девушки и не знала другого) трактовался ею как что-то необходимое, но не слишком «чистое». В словах матери Татьяны часто звучало презрение к сексуальной жизни. И невольно это отношение со временем пускало корни и в дочери.
Почему же девушка подчинилась? Если вдуматься, дело вовсе не в девственности как таковой. А в самом типе отношений матери и дочери.
Отношения контроля
Предлогом для контроля может стать все что угодно. А начинается это так. Мать, будучи сама не очень счастлива и не любима так, как ей хотелось бы (почти обязательный «анамнез» всех гиперконтролирующих родителей) старается создать в отношениях с ребенком сильную зависимость. Эта зависимость дочери от матери создает у матери видимость той любви, которую ей так хотелось бы, но не довелось иметь. А создать сильную зависимость еще в детстве просто — ребенок ведь очень сильно завязан на родителях, в том числе и материально, потому легко диктовать условия.
Тут играют роль и чисто биологические факторы — к моменту созревания дочери женщина-мать, как правило, находится на пике своей сексуальности и очень болезненно переживает уход красоты и молодости. На практике я часто сталкивался с девушками, женщинами, переживавшими недвусмысленные (но при этом неосознанные!) нападки матерей.
Выражалось это, как правило, в бесконечной критике внешности девушки, манеры одеваться, в критике и обвинениях молодых людей, выбираемых юной леди в партнеры, и конечно в прямых запретах на сексуальную жизнь. В итоге девушка подчас чувствовала себя «задавленной» матерью. И часто могла вынести из данного опыта откровенную нелюбовь к себе, своему телу, неприятие своей сексуальности, отрицание в себе женской природы.
Девственность служит в описанной ситуации «залогом» того, что прежние отношения зависимости сохраняются, и что подрастающая женщина все еще находится во власти матери, а следовательно, не может вытеснить ее из круга женщин, интересных мужчинам.
Элина, 23 года. Мать разрешает ей встречаться с молодыми людьми только у себя дома, причем запрещает ей закрывать дверь в комнату. Когда девушка где-то еще, в институте, на прогулке, мать звонит ей каждый полчаса и если Элина сразу не подходит к телефону, то ее ждет страшная истерика. Походы к гинекологу стали нормой жизни. Девушка потеряла двух парней, отношения с которыми могли бы быть значимыми, из-за этой тактики матери. Однако, Элина продолжает подчиняться, пытается найти компромисс.
Сразу скажу, что найти компромисс в этой ситуации почти нереально. Есть всего два варианта — или делать по-своему и смириться с тем, что отношения с матерью на какое-то время будут потеряны, или подчиняться до последнего.
Если же делать по-своему, надо быть готовым к тому, что мать может угрожать отказаться от дочери, угрожать своими болезнями, переживаниями и истериками. Но это просто придется вынести, терпеливо шаг за шагом донося до сознания матери тот факт, что дочка выросла, стала взрослой и имеет право распоряжаться своей жизнью.
Естественно, подобный конфликт невозможно пройти, не имея финансовой независимости. А еще продуктивнее бывает найти благовидный предлог уехать хотя бы на какое-то время в другой город — в институт или работать. И стараться объяснить матери необходимость этого именно с точки зрения социального становления. Тогда появится хоть какая-то возможность компромисса, так как на расстоянии во-первых, легче избежать чрезмерного контроля, а во-вторых, у матери сформируется больше теплых чувств, так как разлука все-таки позволяет порой переосмыслить некоторые моменты отношений.
автор статьи: психолог Антон Несвитский
Огромное спасибо за статью! Прямо откровение! Вот уже много лет я испытывала чувство вины, когда вспоминала, как однажды не пришла на ночь домой, а осталась у молодого человека (при этом мне было 20 лет, сейчас почти 30); мама тогда не разговаривала со мной весь день. А я не выспалась и (тогда) совсем не чувствовала своей вины, а была страшно довольна своим смелым поступком, и к тому же влюблена… Выходит первая реакция была верной?! При этом стоит отметить, что с молодыми людьми я начала встречаться только в 18 лет, когда уехала из дома учиться (до этого испытывала панический ужас, даже когда со мной хотели познакомиться — а таких в силу красивой внешности, модельного роста и фигуры, было нимало. «Отшила» своей реакцией всех); и примерно через год-1,5 мама стала настаивать, чтобы я перестала жить в общежитии, а начала снимать комнату или квартиру, — аргумент «а то будешь там спать со всеми подряд!»
Ваша реакция была естественной — а почему вы должны чувствовать вину за влюбленность и отношения? Это — как раз естественно, тем более уже во вполне взрослом возрасте. Неестественно скорее этого бояться.
Спасибо! Эта статья почти про меня, но с той разницей, что я маминому контролю не подчинялась. Я знала, что я права, и поступала по своему, я ничего не боялась, я знала, что нужна ей больше, чем она мне. Я перетерпевала ее первую реакцию — гнев, а через несколько дней, когда мы уже снова друзья, я возвращалась к той ситуации и объясняла свою позицию. Но она все же поломала мою интимную составляющую, но гораздо более тонким способом. Она показывала отвращение или презрение к любым проявлениям нежности, которые видала — на улице, на экране и тд, и никогда не проявляла нежности по отношению к папе. И это впечаталось в мое подсознание.
Жаль. Но, думаю, с учетом того, что вы чувствовали право на собственное мнение и свои чувства — думаю, и этот вопрос решится с учетом опоры на себя.
Или я приду к вам с этим)) Когда смогу решиться.
Спасибо за вашу работу. Такие статьи очень помогают, и не только информационно — они помогают решиться на терапию и довериться психологу.
Спасибо за обратную связь!
Если решитесь — буду рад с вами поработать)
«Но, думаю, с учетом того, что вы чувствовали право на собственное мнение и свои чувства — думаю, и этот вопрос решится с учетом опоры на себя.»
Эта фраза вырастила мне крылья.
Спасибо!