Об эмоциях и иерархии ценностей

Игровая зависимость – блажь или болезнь?Игровая зависимость для нашей страны — беда, в основном, последних десятилетий: в середине девяностых город уже был наводнен различными казино, доступными только богатым, а в конце девяностых на арену вышли заведения попроще, «для всех». Хит-парад возглавили игровые автоматы, тоже сулящие баснословные выигрыши при всей своей доступности.

Компьютерные игры — то, что стало более актуальным начале двухтысячных, когда компютеры стали более доступными большинству. Более того, индустрия игр развивалась ураганными темпами и активно развивается до сих пор.

Прежде всего, задумаемся — что толкает человека просиживать часами в ожидании выигрыша, спуская последние деньги? И что заставляет его сидеть сутками перед компьютером, где выигрыш в основном состоит только в прохождении какого-то квеста и общении с такими же геймерами вокруг этого?

Казалось бы, в первом случае манит возможность получить деньги «просто так», «на халяву». Но даже если первичной мотивацией было именно это, то человеку хватило бы одного-двух проигрышей, чтобы убедиться: дальше он будет только терять. И потому здравомыслящий предпочтет пойти подработать и получить меньше, но с гарантией. Деньги — не причина, по которой люди проводят столько времени в игровых залах, выдумывая «системы» игры, обмана автоматов и т.д. Тем более, если говорить о компьютерных играх, где выигрыш в большинстве случаев не сулит никакой финансовой выгоды.

Итак, смотрим глубже.

Первое, что всплывает сразу же — эмоции. Адреналин, поступающий в кровь, взвинчивающий психику, заставляющий человека дрожать от нетерпения и молиться об удаче неведомому богу. Доступность этих эмоций превышает все известные способы получения адреналина! Ведь вдумайтесь: чтобы заняться, к примеру, экстремальным спортом, нужны деньги на хорошее снаряжение, надо находить время и возможность уезжать на склоны, горные трассы, к морю и т.д. А здесь — минимум усилий и перед тобой адреналин в чистом виде! И не надо никуда ехать, тратить массу денег на снаряжение и экипировку (а они недешево стоят) — заплатил сущие копейки за игру в автоматы или приобрел компьютер (который для большинства сейчас является нормой), и вот тебе масса эмоций.

В эмоциях, адреналине нуждаются все. Просто все получают его разными путями, не все из них здоровые. Если отбросить в сторону еще более травматичные для здоровья алкоголь и наркотики, то останется еще масса вариантов, большинство из которых не распознается окружающими как что-то нездоровое.

Например, люди довольно часто впадают в любовную зависимость, но им сочувствуют, жалеют, и никому в голову не приходит, что это — тоже неосознанный поиск эмоций таким вот трудным путем. Или, скажем, человек может переедать, но пока он не набрал много излишнего веса — никто и не думает о том, что он заедает дефицит эмоций.

Есть, конечно, и те, кто черпает адреналин естественными путями — спорт, увлечения, вовлеченность в профессию, в здоровые отношения, в устройство собственного быта, отдыха. Обычная человеческая жизнь с ее интересами может дать немало эмоций сама по себе. Но одним получать эти эмоции более здоровыми путями легко, а другие почему-то выбирают именно такие, ведущие к психологической зависимости, варианты, как бесконечная игра.

Все, естественно, начинается в детстве. Предположим, семья заботилась лишь о том, чтобы ребенок был сыт и одет, а единственным приемлемым развлечением для него был телевизор. И никому не было дела до внутреннего состояния души, духовного, интеллектуального развития ребенка. А ведь внутренняя, личностная пустота — далеко не всегда зависит от самого человека. Чаще всего она как раз формируется под воздействием интеллектуальной инертности окружения.

Несколько пациентов наркологической клиники, где я работал, признавались: у матери, отца, в классе, среди учителей, они не находили ответов на те вопросы, которые были у них внутри. А потом их души, привыкнув к тому, что ответов нет и не будет, как-то перестали задавать эти вопросы. И на смену вопросам пришла удручающая пустота и никчемность существования, отсутствие смысла и желание хоть каким-то образом «разбудить» в себе волю к жизни, хоть какие-то сильные ощущения. Так в их жизнь приходили алкоголь, наркотики и игры.

В современном мире психологии любая зависимость квалифицируется одинаково, и потому зависимость от игр фактически приравнивается к алкоголизму и наркомании. С той лишь разницей, что явных физических последствий она не имеет. Но психические последствия игровой зависимости ничуть не меньше, чем зависимости от алкоголя или наркотиков.

Итак, мы имеем дело с неким замещением нормальной жизни и нормальных эмоций суррогатами, быстродействующими, острыми, способными хоть на какое-то время избавить человека от личностной пустоты.

Предвижу следующее возражение: но почему же многие люди, родившись в той же интеллектуально инертной среде, все же, нашли свое место в социуме, очень всерьез заинтересовались какой-то профессией, нашли себе спутников жизни и живут именно этими ценностями и интересами?

Вернемся опять к тому, что получают играющие люди. Эмоции.

А эмоции — это энергия. Заметьте: чем вы свежее и бодрее, тем более сильно вы можете чувствовать мир и его проявления, тем более вы рады жизни. И наоборот — чем больше вы устали, тем у вас меньше сил на эмоциональные всплески, тем более вы безразличны, тем более индифферентны ко всему. И соответственно, меньше заинтересованы в жизненном процессе.

Эмоции и энергия взаимосвязаны. Если человек чувствует себя бесконечно усталым, то может начать искать искусственные способы получения энергии, а насильственный выброс адреналина в кровь — самый верный способ создать хотя бы иллюзию жизни и нормального тонуса организма.

Откуда же берется подобного рода усталость у пятнадцатилетних — ведь часто именно подростки становятся самыми страстными геймерами?

Корни опять приходится искать в семье. Какова там психологическая обстановка? Конфликтуют ли родители? Нередко приходилось наблюдать ситуации, когда зависимые дети вырастали именно в конфликтных семьях, где детей постоянно «выматывали» бесконечные разборки родителей. И если вы, родители, враждуете между собой тихо и «интеллигентно», считая, что этим вы избавили ребенка от напряжения — вы ошибаетесь. Дети прекрасно чувствуют все, что происходит вокруг, и напряжение, «висящее в воздухе», вряд ли обойдет их стороной.

Несколько раз методика психологического избавления молодых людей от зависимостей разного рода строилась только на работе с их родителями. Нам иной раз удавалось разобраться с личными проблемами взрослых, и одного этого порой было достаточно, чтобы в молодом организме включились механизмы выздоровления. Причинами возникновения зависимостей становились не только родители — это могли быть супруги, близкие друзья, в общем, все те, кто имеет постоянный доступ к человеку и часто находится с ним на одной территории.

Внутренний конфликт и подавление чувств

Но можем ли мы списать все только на окружение? Безусловно, нет. В самом человеке всегда существует какая-то нерешенная психологическая проблема. Приходилось не раз сталкиваться и с тем, что ребенок рос в нормальном окружении, семья не была резко конфликтной, равно как и не была интеллектуально инертной, да и сам ребенок вроде бы рос вполне творческим и интересным человеком, личностью.

И вдруг, что-то ломается, он теряет интерес ко всему и «ударяется» в зависимость. Виной тому какая-либо травма, внутренний конфликт, который не всегда на 100% мог быть решен с помощью родителей. Это может быть и несчастная любовь, и переживание поиска себя, и ощущение собственной несостоятельности по сравнению с кем-то (лучшим другом, учителем, просто человеком, который в чем-то лучше показал себя перед значимой группой — классом, коллективом и т.д.) Не всегда человек готов сразу это продемонстрировать, рассказать об этом, а бывает и так, что какое-то время сам человек не придает происшедшему значения, «загоняя вглубь» тяжелые эмоции, не желая копаться в них и переживать их снова. Но рано или поздно внутренний конфликт, как ржа, разъедает цельность личности, образуется пустота, отсутствие смысла и как итог — все та же зависимость.

Но, естественно, мы не можем сказать, что все вполне здоровые и не склонные к зависимостям люди  выросли только в идеальных условиях и без конфликтов. Это не так. Что же отличает в конечном итоге детей, которые «нашли себя» в зависимостях от тех, кто способен обходиться без них?

Чувства. Те самые чувства, ради которых и затевается вся игра.

Во-первых, чувства можно там проживать, меж тем как в родительской семье, как правило, не умели выражать чувства, более того — это было чаще всего под запретом, особенно если ребенок — мальчик (именно поэтому мужчины вообще более склонны к зависимостям). Чувства ребенка подавлялись, запрещались или просто игнорировались. Ему внушалось «как правильно жить и поступать», но родители не помогали ему разобраться со своими чувствами и пережить их.

В результате такой ребенок привыкает «не замечать» чувства, подавлять их буквально «на автомате», а они, меж тем, никуда не деваются. Потребность проживать их накапливается, но человек привыкает думать, что в обычной жизни это «нельзя». И находит себе другую реальность, в которой — можно.

Во-вторых, хочется чувствовать себя сильным, значимым, чего-то стоящим. Игровая зависимость, к которой в первую очередь склонны подростки, формируется как раз тогда, когда человек взрослеет, ему хочется быть значимым, но пока он ничего в социальном смысле из себя не представляет, ему предстоит учиться, взрослеть и набирать опыт.

И родители в таких семьях чаще не помогают ребенку поддержкой, побуждая его к формированию ответственности, а наоборот — стараются еще больше контролировать и обесценивать его взрослые стремления, при этом постоянно подчеркивают то, что «он еще никто» в социуме и вообще в жизни. Как правило, они не понимают, что если не позволять ему взрослеть, не позволять ему наконец получать все более и более взрослые полномочия в семье — он так никогда и не станет «кем-то».

А потом, как правило, бывает поздно.

К тому же, в компьютерных играх есть возможность быть кем-то действительно стоящим — героем, завоевателем, мудрецом или хитрым и ловким «серым кардиналом» — ролей очень много. И можно в каком-то смысле наконец стать тем, кем ты хотел бы быть, но уже давно не веришь в то, что реальная жизнь вообще способна это предоставить.

И все эти механизмы описаны психологами не раз и не два, но никто, увы, не учитывает их, потому что не интересуется. Когда-то я услышал такую фразу: «думать — это самая трудная работа, вот потому мало кто готов этим заниматься».

Одна из серьезных проблем нашей страны в том, что у нас нет пока культуры психологической помощи. До сих пор «в народе» бытует мнение, что к психологам ходят только ненормальные. Хотя то, что зубы лечить надо у стоматолога — признается всеми. А разбирать душевные конфликты, эмоциональные и личностные проблемы? Считается, что это человек должен уметь делать сам.

Однако количество наркологических клиник, ориентированных на все виды зависимостей, растет день ото дня. И попадают туда люди, как правило, уже в таком тяжелом состоянии, что им в первую очередь нужно именно медикаментозное лечение. Игровой зависимости это тоже касается. Нервы игрока могут быть расшатаны до такой степени, что без антидепрессантов и седативных средств не обойтись. Но стоит задуматься: быть может, стоило бы обратиться к специалисту раньше? Пока дело не дошло до клиники, разорения семьи, долгов и угроз кредиторов?

Если ваш родственник или близкий стал увлекаться играми разного рода — несколько советов, как убедить его посетить психолога

  • Не говорите ему, что его пристрастие — болезнь. Делайте акценты на другое — на нервозность, раздражительность, или наоборот — вялость, депрессивные проявления. Все это так или иначе «входит в комплект» игровой зависимости. Сместите акцент на вторичные признаки и скажите, что лишь заботитесь о его нервах, минуя саму тему игр.
  • Никогда не представляйте ему специалиста-психолога как того, кто будет «лечить» ему голову и «вправлять мозги». Поверьте, такая точка зрения наверняка оттолкнет любого! Если психолог грамотный — он никогда не будет говорить, что правильно, что нет, он не будет «учить жизни». Он, прежде всего, поможет человеку посмотреть на свои проблемы со стороны. И только лишь в случае конкретного запроса от человека психолог будет давать дальнейшие рекомендации. Но даже один взгляд со стороны на проблемы человека, адекватное слушание и понимание его может принести больше результатов, чем любое «мозгоправство».
  • Намекните человеку о том, что такие консультации всегда анонимны, и что именно там он сможет сказать все то, о чем не может сказать близким. Достаточно сделать на этом акцент, и человек может сам почувствовать потребность выговориться. Не «наседайте» и не советуйте конкретного специалиста, чаще имеет смысл просто грамотно «кинуть идею», а уж найти соответствующий ресурс в интеренете и выбрать того, к кому родится бессознательное доверие — вопрос выбора самого человека. Помните: зависимого нельзя лишать выбора, это только усиливает чувство протеста.
  • Предоставьте выбор специалиста ему. И старайтесь даже не задавать вопросов о том, у кого и когда он был. Только в таком случае удастся на ранней стадии решить проблему максимально эффективно, деликатно и без последствий.

И последнее. Зависимость не возникает от «дури», «блажи» и «испорченности». У нее всегда есть причина, и запреты здесь не помогут, скорее наоборот: они вызовут массу новых эмоций и предмет зависимости станет еще «слаще». Поэтому если вы считаете себя умным и цивилизованным человеком, отнеситесь к зависимости близкого именно так и постарайтесь эту причину найти. А если вы сами попали в ситуацию зависимости — не бойтесь искать того, кто смог бы помочь вам эту причину сформулировать и найти выход.

 

автор статьи: психолог Антон Несвитский