Казалось бы, нет ничего естественнее, чем боязнь темноты в детском возрасте. Все проходят через это, и у большинства людей с уходом детства уходит и эта детская боязнь. Можно сказать, что она – закономерный этап развития ребенка, этап его взросления. Но бывает так, что боязнь эта не уходит со временем, нарастает, или возвращается в определенные периоды жизни. Что стоит за боязнью темноты? Что формирует ее в детстве и что заставляет приходить во взрослом возрасте снова?
Давайте вспомним детские сказки. Сказки – вообще описывают множество подсознательных процессов, в которых участвуют архетипы коллективного бессознательного. Так их назвал известный исследователь, психиатр Карл Густав Юнг. Он выяснил, что существуют общие для всех людей символы, олицетворяющие базовые процессы в самом человеке – рождение, взросление, отношения с родителями, отношения с силами природы, смерть, и вычленил те бессознательные конфликты, которые сопровождают это у каждого человека.
Вернемся к сказкам. Вспомните, всегда в сказке есть «светлая сторона» — деревня, отчий дом, общество привычных герою людей. И всегда в сказке есть «темная сторона» — какой-то заколдованный лес, Тридевятое Царство, неизвестность, путь в которую всегда тернист и страшен. Однако герою, чтобы совершить подвиг (повзрослеть и найти свой путь) неизбежно приходится отправляться в этот темный лес. Собственно, темный лес, темнота, неизвестность – символ смерти. Чтобы стать взрослым, ребенку надо познать смерть, то есть, принять факт ее существования, примириться с тем, что жизнь не вечна.
В детском возрасте страх темноты – это первое прикосновение к теме смерти. Это выход из круга, в котором он защищен родителями, столкновение с природой, стихией, неизвестностью и той властью, которую она имеет над человеком. В темноте ребенок остается один на один с этими силами и тайнами, пугается неизвестности, но постепенно проходя через этот опыт и узнавая больше о теме смерти, рано или поздно принимает идею о том, что он когда-нибудь умрет. Так постепенно проходит страх темноты. Особенно сильный страх темноты испытывают те дети, кто чувствует себя недостаточно защищенным со стороны родителей.
С одной стороны, прикосновение к миру смерти, миру неизвестного и миру стихий – это естественный процесс, с другой, сглаживать его призваны силы, оберегающее ребенка и дающие ему поддержку. А это — прежде всего родители.
И если они с раннего возраста слишком много критикуют ребенка, часто встают не на его сторону, а на сторону его обидчиков в детских конфликтах, то у ребенка создается ощущение одиночества перед лицом этих страхов. Это усугубляется, если родители дают ему мало ласки, тепла, редко хвалят и мало общаются с ним, сводя его воспитание к чтениям нотаций, упрекам, а заботу – лишь к удовлетворению его нужд в плане еды, крова, одежды и вопросов физического здоровья. При таком воспитании страх темноты имеет шансы остаться с ребенком в более позднем возрасте и не исчезнуть вместе с его взрослением.
Бывает, конечно, и так, что родители очень осознанно и доброжелательно относятся к ребенку, но при этом постоянно чего-то боятся сами. Они могут хотеть самого лучшего своему чаду и защищать его изо всех сил, но при этом если сами они находятся в постоянной тревоге, не уверены в завтрашнем дне, чувствуют себя в этом мире незащищенными, ввергнутыми в хаос неуправляемых случайностей или воспринимают мир в целом как враждебный, «злой» — то ребенок воспримет от них не столько их порыв защиты, сколько вот это хронически тревожное состояние. И привыкнет ощущать вместе с ними любое «не-я» и «не-мы» (любой внешний мир) как нечто враждебное, злое и опасное. Но это еще не все.
Темнота – это не только смерть, неизвестность, незащищенность, это еще и столкновение с темной стороной самого себя. И именно эта тема особо актуальна для взрослых людей, которые продолжают периодами испытывать страх темноты.
Ребенок, рождаясь в мир, не знает разделения на белое и черное. С возрастом он встречается как с противопоставлением «жизнь – смерть» так и с противопоставлением «можно – нельзя», «плохое – хорошее», «принятие – отвержение».
Этот опыт дают ему родители, одобряя одни его поступки и осуждая другие. И многое зависит от того, как проходит этот процесс. Ряд родителей накладывают жесткие «табу» на некоторые проявления ребенка, не объясняя толком, почему это так, а не иначе. А некоторые и вовсе жестоко наказывают ребенка. Предметом наказания может быть что угодно – агрессия ребенка, капризы, ранние проявления интереса к своему телу, проявления детской сексуальности, фантазии, вранье, проявления различных чувств.
И чем сильнее подавляется родителями «темная», инстинктивная, чувственная природа ребенка, тем сильнее впоследствии у самого человека страх перед ней. Возможно, опять же, родители не подавляли осознанно чувства и порывы ребенка, но при этом они боялись своих чувств и своей «темной стороны» сами. И стараясь быть слишком хорошими, неосознанно привили ребенку страх перед всем «неприличным», «темным», «неправильным», т.е. сформировали у него однобокую картину мира, сами того не желая. Вырастая, такие дети часто стараются постоянно контролировать себя, им трудно открыто признаваться в своих чувствах.
Эти дети порой боятся своей сексуальности или чувствительности, боятся своих эмоций. Воображение часто рисует им картины, в которых им что-то угрожает или они становятся жертвами насилия. Эти вещи как раз часто смыкаются с боязнью темноты.
И говорит это чаще всего о том, что человек плохо знает сам себя, и потому боится глубин собственного «я», а поскольку ему трудно признать, что он боится сам себя – он приписывает свои страхи чему угодно еще –возможным грабителям или призракам, или просто пытается уйти от проблемы, «не думая» о ней и постоянно засыпая со светом.
Бывает и так, что человек прожил большую часть жизни, не испытывая таких страхов, и не был к ним предрасположен. Но в какой-то период боязнь темноты появляется как бы «ниоткуда», хотя в целом в жизни все благополучно на первый взгляд. В таких случаях страх чаще всего маскирует какую-то одну, но довольно серьезную проблему. Скажем, есть устойчивые отношения, которые уже давно не удовлетворяют. Но менять в жизни человек ничего не хочет и не готов, а вот путей разрешения ситуации не видит. И блокирует возникшее напряжение, не дает мыслям течь, не дает себе задуматься о ситуации, разобраться, что его тревожит. Тогда из-за скопившегося напряжения и возникает боязнь темноты. Мотив здесь в целом тот же – человек боится встретиться с собой, со своими истинным чувствами, но касается это в данном случае какой-то одной сферы.
Если говорить о том, что делать в этой ситуации, то для первого этапа можно дать один совет – не стоит врать себе. Лучше прислушаться к себе самому и честно признаться себе в своих чувствах и желаниях. Чувства и желания еще не означают поступки. И даже если вы поняли, что устали от отношений, это еще не значит, что вы их разрушите. Или, например то, что вас тянет попробовать что-то необычное в сексе – не значит, что вы не сможете себя контролировать или обязательно станете «извращенцем». Или если вы увидите в себе резко негативные чувства – злость, ревность, ненависть, обиды – еще не значит, что вы тут же пойдете мстить.
Осознание чувства еще не равно поступку. Давя в себе осознание чувств и желаний, человек создает иллюзию контроля. Но как всерьез можно контролировать то, о чем нет информации, что не сформулировано, не осознано и не названо своими именами? Управлять можно только тем, что ясно, что осознано и имеет название. Тогда можно решать, что с этим делать.
А длительное подавление себя куда скорее приведет к неконтролируемому поведению. Ведь сильные страхи имеют тенденцию перерастать в панику и фобии. И справиться с ними уже куда сложнее, чем просто с боязнью темноты.
Многим с детства твердили, что злость, обиды, ненависть, проявления сексуальности, желание поступить по-своему без учета мнения других – это плохо. Но чувства есть. Они уже сформировались такими, какие они есть. И если они возникли – значит, были для этого основания. Твердя «этого нет», человек не меняет ситуацию, а только усугубляет ее. А чувства остаются прежними и лишь накапливаются в нем. Куда эффективнее понимать, как эти чувства возникли, откуда пришли, принять их как факт, а потом научиться безопасно для себя и окружающих реализовывать их. Этому как раз и может научить психолог.
И тем более, если пересматривать нужно всю картину мира, если этот страх преследует вас с детства. Тогда получается, что вы живете в мире, где вы постоянно должны быть в напряжении, где вы не можете расслабиться, ведь мир — опасен, враждебен, ему нельзя доверять и нельзя расслабляться, а тем более — нельзя доверять себе. И значит — вы живете в постоянном напряжении. И оно само по себе уже может породить на свет соматические заболевания: наше тело реагирует болезнями на хроническое напряжение в первую очередь. Поэтому если страх темноты предследует вас с детства — наверняка это не единственная проблема в вашей жизни. И тогда точно есть смысл вдумчиво, вместе с психологом, пересмотреть свою картину мира и принять настоящего себя. Себя таким, какой вы есть, и научиться с этим жить. Что вполне возможно.
автор статьи: психолог Антон Несвитский
Хм. Выходит, что темнота, которую я в огромных количествах видел во сне на самых разных этапах жизни — последствие подавленных эмоций и страх самого себя? Боязни темноты уже действительно давно нет, помню как в какой-то момент произошло принятие темноты и с тех пор стало лучше спать с выключенным светом.
Возраст 23 года. Последние года 4 во сне преследует темнота с разной периодичностью и визуализацией, и поглощает меня. Иногда это сопровождает фантомными болями и прочими неприятными ощущениями.
То, что вы описали, несколько сложнее. Темнота во сне и темнота в реальности, которую человек боится — это разные вещи. Возможно, ваша темнота во сне как раз подсказывает вам какой-то путь, помогает с чем-то встретиться. С теми же подавленными эмоциями — возможно. Но для того, чтобы со всем этим встретиться, есть смысл уделить этой темноте внимание, поисследовать ее, свои сновидения и те смыслы, которые за ними стоят для вас. Возможно, стоит не бороться с ней, а пойти в нее, в темноту, и посмотреть, что за ней стоит.